«Холодильник» под капотом. Как ухаживать за кондиционером?

Кондиционером в авто уже никого не удивишь. Это раньше он считался «наворотом», а сегодня - стал обычной опцией в машинах среднего класса. Однако многие автовладельцы забывают о том, что кондиционер - механизм нежный. И если ему не уделять должного внимания, он объявит «забастовку» в самый неподходящий момент.
Как это работает
Автомобильный кондиционер по сути похож на обычный бытовой холодильник. Утомлять вас долгим и нудным описанием его устройства не будем, а кратко объясним принцип работы. Компрессор под давлением «гоняет» хладагент (например, газ фреон) по замкнутой системе из радиаторов, испарителя и трубок. Хладагент переходя из газообразного состояния в жидкое и обратно, забирает тепло из салона и выводит его наружу. Внутри этого хозяйства также имеется немного специального масла для смазки узлов системы.
Поскольку кондиционер - система замкнутая и охлаждает воздух ограниченным количеством хладагента, то эффективнее всего он будет работать, если в машине закрыты все окна и люк. В противном случае ему придется охлаждать постоянно поступающий извне теплый воздух. А это лишняя трата энергии и денег.
Не забывайте, что при включенном кондиционере расход топлива значительно увеличивается. На каждую сотню километров ваш бортовой «холодильник» забирает 1-1,5 литра бензина.
Следим за хладагентом!
Как и любой механизм, кондиционер часто ломается, если его вовремя не обслуживать. И пункт номер 1 в списке техобслуживания - хладагент. С течением времени в трубках кондиционера могут появляться микротрещины, через которые охлаждающий газ уходит наружу. Если его останется слишком мало, может выйти из строя компрессор, что влетит в копеечку. Поэтому как минимум раз в год очень желательно проверить систему на предмет утечек. И если нужно, заправить новый хладагент.
Кстати, специалисты советуют не дозаправлять фреон, а менять его полностью. Причем лучше делать это не в «гараже дяди Васи», а на проверенных СТО, которые могут произвести диагностику и ремонт. Так надежнее. Закачать новый хладагент в среднем стоит 40-60 долларов (с диагностикой системы). Хотя на фирменных СТО для авто, находящихся на гарантии, эта сумма может возрасти в несколько раз.
А еще следует помнить, что для кондиционера губительно долгое бездействие. Если система долго «простаивает», некоторые ее детали (в частности, прокладки) пересыхают и разрушаются, давая утечку. Поэтому желательно хотя бы раз в месяц включать кондиционер на минут десять, чтобы масло смазало все узлы.
У каждого свои «болезни»
Практически у каждой модели авто в системе кондиционирования есть свои слабые места. Например, у Audi A4 и A6 часто перетирается незакрепленный за конденсором (радиатором кондиционера) шланг. У БМВ третьей серии и у «Volkswagen Passat» ненадежен сам конденсор. Он часто ржавеет и дает течь в нижних углах, а стоит достаточно дорого. Больное место "Фиата" - сквозная коррозия напорных трубок возле осушителя.
У Peugeot 206 и 406 слабенькие трубки, подводящие к компрессору. При грубом вмешательстве они ломаются под корень. Opel отличается мудреной системой «коммуникаций», которые трутся о другие детали под капотом, что приводит к утечкам. А кондиционер Renault часто болеет утечками через патрубки испарителя, которые легко поражает коррозия.
Кстати
От болезней, связанных с кондиционером, не застрахован и водитель, и пассажиры автомобиля. Можно легко простудиться, если сразу после жары попасть в сильно охлажденный автомобиль. Поэтому медики советуют - разница температур в салоне и «за бортом» не должна превышать 5-7 градусов. Не следует также направлять поток кондиционированного воздуха на себя.